Понедельник, 25.11.2024, 20:32Главная | Регистрация | Вход

Наша группа

Поделиться

Обменник $\Руб

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Поиск

PR-CY\Antivir

Каталог статей
Главная » Статьи » Уголок знаний » Психология и отношения

Негативные родительские программы.

Семья играет первостепенную роль в формировании личности растущего ребенка. В сущности, взрослые одним только своим поведением способны программировать жизнь ребенка на годы вперед. Знаменитый психолог Эрик Берн по этому поводу пишет: «С первых месяцев жизни ребенка учат не только, что делать, но и что видеть, слышать, трогать, думать и чувствовать. И кроме всего этого, ему также говорят, будет ли он победителем или неудачником и как кончится его жизнь».

Конечно же, родители хотят добра своим детям. Они стараются привить им доброту, великодушие, щедрость и другие полезные качества характера. Но, к сожалению, в процессе воспитания по незнанию многие родители используют, казалось бы, обыденные, но очень опасные по сути слова и выражения.

Например, почти в каждой семье используется фраза: «Ты плохой (плохая), я не буду с тобой дружить». С ее помощью родители хотят показать ребенку, что он ведет себя не хорошо. Вероятно, такой шантаж сработает, и ребенок изменит свое поведение. Но почти никто не задумывается о побочном эффекте. А ведь он есть и еще какой! В подсознание, морально не окрепшего человечка внедряется опаснейшая программа: «Я плохой (плохая)!» Стоит ли потом удивляться, что ребенок с такой подсознательной программой плохо ведет себя в школе? Да и в последующей жизни эта негативная программа, скорее всего, даст о себе знать...

Всего психологи выделяют 12 основных негативных родительских программ (директив). Описание каждой из них Вы найдете ниже, нажав на кнопку «Показать список»

Негативные родительские директивы

Директива - «Не живи»

Характерные выражения«Чтоб ты сквозь землю провалился», «Мне не нужен такой плохой(-ая) мальчик (девочка)», «Сколько горя я от тебя получил(-а)», «Я так волновалась, когда ты болел свинкой», «Я все силы тебе отдавала, а ты...» и др.

Негативные последствия: Скрытым смыслом такой директивы является управление ребенком через культивирование в нем хронического чувства базисной вины. Сначала ребенок, а потом и взрослый бессознательно принимает решение о том, что «Я - ее (его) вечный должник».

Директива - «Не будь ребенком»

Характерные выражения«Пора стать самостоятельнее», «Ты уже не ребенок, чтобы…» и др. Обычно такая директива достается тем, кто был единственным или старшим ребенком в семье.

Негативные последствия: Став взрослыми, некоторые из нас стали замечать некоторую особенность за собой. Мы научились брать на себя ответственность за других. И имеем непонятный для нас самих внутренний барьер при общении с детьми. «Я не знаю, о чем говорить с ребенком». А кто-то испытывает неестественность и напряженность, играя в детские игры даже с собственными детьми. Многие согласятся с тем, что им намного проще учить чему-то ребенка или вовлекать его в свою взрослую деятельность, чем разделять его интересы и жить с ним одной жизнью. Особенно это остро прослеживается в неполных семьях, когда ребенок слышит от мамы: «Ты – моя единственная опора». Такие люди научаются сильно подавлять свои «детские» желания, которые тесно связаны с нашей способностью к творчеству, спонтанным желаниям, пусть даже и сексуального характера. Если вы испытываете чувство вины, при попытке купить себе что-нибудь вкусненькое и сладенькое, мороженое, к примеру, то это родительское наставление крепко застряло в вашем сознании.

Директива – «Не расти»

Характерные выраженияВ противоположность предыдущей, эта директива чаще достается младшим и опять же единственным детям в семье. Со стороны кажется, что родители о вас заботятся: «Мама (папа) тебя никогда не бросит». Но детское мышление может расшифровать такую заботу как: «Я не имею права стать настолько самостоятельным, чтобы жить без материнской (отцовской) поддержки».

Негативные последствия: Взрослым, получившим такую директиву в детстве, кажется, что они никогда не вырастут. Они чувствуют себя виноватыми, «предавшими» своих родителей, если, например, влюбятся. Часто такие люди вообще не могут создать свою семью, либо создают ее, но продолжают жить со своими родителями даже при возможности разъезда, поскольку «не мыслят свою жизнь без мамы (папы)».

Директива – «Не думай»

Характерные выражения«Ты что, самая умная?», «Хватит рассуждать, делом занимайся» и др.

Негативные последствия: Те, кто получил такую директиву, часто испытывают мучительное чувство «пустоты в голове», когда им надо решить какую-то проблему. Нередко их преследуют мучительные головные боли, делающие сам процесс мышления невозможным. Они испытывают глубинное недоверие к результатам своего умственного труда, часто совершают необдуманные поступки, оставляющие у них чувство недоумения. «Как я мог (-ла) такое совершить?»

Директива – «Не чувствуй»

Характерные выраженияЭтот запрет выражался в двух вариантах: к собственно чувствам и к физическим ощущениям. Вспомним возмущенную маму, которая отчитывала нас: «Как тебе не стыдно бояться бабочек, они же не кусаются!», «Как ты смеешь злиться на собственную учительницу, она ведь тебе в матери годится» и др.

Негативные последствия: Чаще всего под запретом оказываются эмоции гнева и страха. Но от этого они не исчезают, а распространяются на огромное количество «незапрещенных» объектов. Вместо того, чтобы вовремя признаться самому себе, что на кого-то злимся, мы разряжаемся на своих близких и постоянно чувствуем себя «раздраженными в принципе». Взрослые, несущие в себе директиву запрета физических ощущений («Мама, мне холодно, я промок» - «Не сахарный – не растаешь»), часто страдают психосоматическими заболеваниями, будь то аллергия, язва желудка или мигрень. К этой же категории можно отнести и людей страстно желающих похудеть. Они часто утверждают, что едят очень мало. На самом деле, они съедают намного больше, чем нужно их организму. Дело в том, что физические ощущения их обманывают. А поддаваться этому «обману чувств» они начали в том возрасте, когда усвоили родительское требование «тарелка должна быть чистой».

Директива – «Не достигай успеха»

Характерные выраженияЭта директива передается родителями в ходе «воспитательных» рассказов о том, что «мы с отцом были вынуждены много работать, отказывали себе во всем только ради того, чтобы ты окончил этот институт». В основе таких наставлений нередко лежит бессознательная зависть родителей к успеху ребенка.

Негативные последствия: Те, кто получил в детстве эту директиву, как правило, очень трудолюбивы и старательны. Но их по жизни как бы преследует злой рок: в самый последний момент дело, в которое было вложено много сил, «лопается» по не зависящим от них причинам. Например, Вы долго готовили интервью с известной персоной. Вы старались, как можно более эксклюзивно преподать этот материал. Ура! Вы ставите точку, нажимаете «save» и тут…компьютер зависает, и Ваш выстраданный материал навсегда канул в лета. По каким-то причинам у Вас не было чернового варианта, и диктофон где-то затерялся на работе. В том момент Вы, конечно, не догадывались, что эти «штучки» с Вами играет ваше бессознательное.

Директива – «Не будь лидером»

Характерные выраженияВ повседневном общении она передается фразами типа: «не высовывайся», «не выделяйся», «будь как все» и др.

Негативные последствия: Родители, дающие такую директиву, как правило, очень обеспокоены чувством зависти, которое они, по их убеждению, обречены вызывать у других людей. Что касается выросших их детей, то они пожизненно ходят в подчиненных, как и на работе, так и дома. И даже если они достигают какого-то положения в обществе, то, все равно, не в состоянии взять на себя ответственность в той или иной ситуации.

Директива – «Не принадлежи»

Характерные выраженияТакую директиву передают родители, сами имеющие проблемы в общении и видящие в ребенке «единственного друга». В общении со своим «единственным», они всячески подчеркивают его исключительность непохожесть на других, причем всегда в положительном смысле. Согласитесь, что многие из вас слышали в детстве: «Ты ведь у меня не такой, как все».

Негативные последствия: Человек не чувствует себя ни выше, ни ниже других. Но в любой компании чувствует себя как бы «отдельно». Причем причины такого ощущения человек сам понять не может, ведь он делает в компании то же, что и другие, и старается быть, как все.

Директива – «Не будь близким»

Характерные выраженияЭта директива похожа по смыслу на предыдущую, но если та проявляется в группе, то данная – в отношениях с одним близким человеком. С самого детства идет внушение относительно того, что доверять можно только своим родителям.

Негативные последствия: Во взрослой жизни это нередко отражается на трудностях в сексуальных отношениях и на поиске своей второй половины. В случае знакомства с противоположным полом такие люди постоянно оказываются в роли жертвы, которую все обманывают и бросают. То же самое касается и деловой сферы. Человек так и не научился где, кому и до какой степени можно доверять.

Директива – «Не делай»

Характерные выражения«Не делай сам – это опасно, за тебя буду делать я» и прочие подобные.

Негативные последствия: Несущие в себе влияние этого наставления, испытывают мучительные трудности в начале каждого нового дела, даже хорошо знакомого – будь то сочинение романа, подготовка ежеквартального баланса или стирка белья. Среди ваших знакомых наверняка найдутся такие люди, которые постоянно откладывают начало своих действий. И именно им всегда не хватает 24 часов в сутки.

Директива – «Не будь самим собой»

Характерные выраженияДиректива выступает в двух основных вариантах. Первый состоит в недовольстве родителей полом ребенка (ждали мальчика, а родилась девочка). Второй вариант выражается в высказываниях: «Будь похожим на…», «Почему твой друг может, а ты нет?»

Негативные последствия: Носители этой директивы крайне самокритичны. Такой человек постоянно неудовлетворен собой и живет в состоянии мучительного внутреннего конфликта, который приводит к затяжной депрессии.

Директива – «Не чувствуй себя хорошо»

Характерные выраженияЕсли родители говорили в присутствии ребенка: «Несмотря на то, что у него высокая температура, он пошел в школу и написал контрольную на пять», то человек во взрослой жизни приучается, с одной стороны к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, а с другой – к ожиданию, что плохое самочувствие повысит ценность любого его действия.

Негативные последствия: Всем известны сотрудники, которые на работе постоянно жалуются на головную боль, а когда им предлагают идти домой, упрямо остаются на работе и даже засиживаются допоздна.



Источник: http://www.aleksey-om3.ru/shop/49/desc/novaja-zhizn
Категория: Психология и отношения | Добавил: Fenix21r (09.04.2013) W
Просмотров: 1414 | Теги: деструктивные программы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Школа космоэнергетики ФЕНИКС- FeniX 21 r ИП Арутюнов А.С ОГРНИП 316213000081412 © 2011- 2024 |
Эзотерический портал Живое 

Знание - место духовного развития и обмена Новым Знанием. ТОП-777: рейтинг сайтов, 

развивающих Человека Твоя Йога Школа Космоэнергетики ФЕНИКС - FeniX21r